1894 год

1894 год отмечен стремлением впервые писать, как выразился в одном из посланий к нему И. Э. Грабарь, своего «единственного натурщика - солнце». Мусатов создает небольшую картину «Майские цветы», к которой было сделано несколько натурных этюдов. Известно, что над той же композицией бок о бок с Виктором работал на Плац-параде его бывший учитель В. В. Коновалов...

С «Майскими цветами» входит в мусатовское  творчество тема весны, мая. Не один год, любуясь цветением  родительского сада, молодой живописец будет чувствовать, как его «душа  стесняется .лирическим волненьем». «Этот май все раскрашивает в такие задорные краски,- напишет он с восторгом, - май, блестящий,  как перламутр...» У стены деревянного флигелька Мусатовых на фоне соседних крыш, залитых легким светом, среди   цветущих яблонь играют две девочки. Застыла с мячом в руках Лена Мусатова, перед ней - младшая по возрасту дочь Коновалова Нина... Обе они в таких же, как и яблоньки, простеньких, белых платьях. Серо-голубая стена, зелень травы, белые пятна фигур, а в центре  композиции - красное пятнышко мяча. Весь мотив звучит празднично и декоративно-обобщенно.

Уже в первой наивной картине в условной, силуэтной манере переданы Мусатовым ветви деревьев, есть в ней и предвестие некоей «ковровости» - композиционный прием, раскрывшийся позднее у зрелого мастера: горизонт зеленого лужка под окнами флигеля, распластываясь, стремится подняться, создавая впечатление яркого театрального задника...

На XVII выставке ученических работ в Московском училище в конце декабря 1894 года «Майские цветы» принесли Мусатову первый материальный успех: картина была куплена одной из великих княгинь. Деньги, хотя и выплаченные не сразу, были более чем кстати, а изображение простенького флигелька на саратовском Плац-параде попало в дворцовые покои...

© 2008 Все права защищены psyguru.ru