Богатая смысловыми оттенками

В октябре 1899 года Виктору пришлось поехать в Москву, где им было подано заявление о приеме в члены Московского товарищества художников. «5 часов вечера 15 октября» -стоит на карандашной черновой записке Л. П. Захаровой, набросанной наспех в Тамбове. «Дорогие друзья... Экстренно возвращаюсь из Москвы в Саратов. Получил телеграмму. Мама скончалась». «И - без меня», - делает он приписку сбоку. Вот и еще как будто один шлагбаум тяжело опустился позади, а что впереди? Станция Тамала, ночной чай в Аткарске, боль и горечь, ответственность за судьбу младшей сестренки, непосильный груз денежно-хозяйственных и домашних забот, какие так надежно и долго несла на плечах незаметно состарившаяся мама... «Знаете, Лида, это в моей жизни, вероятно, полоса нашла...», - говорит он словно самому себе.

Но в те же дни, когда писались его самые мрачные письма и делались отчаянные дневниковые записи, он мог писать и такие, например, строки: «Передо мной широкие горизонты... Чувствую себя так же бодро, как в те времена, когда был в Академии, в школе. И так же готов идти наперекор общему течению, так же готов возмущать этот застой и презирать всю рутину, с которой приходится сталкиваться...» Грустна поэзия его музыкально-живописных мотивов, но сам он полон молодого задора, всегда готов бросить вызов всяческой косности! Не поэтому ли, так и не начав «Материнства», потерпев, как он считал, по-ражение с «Автопортретом», художник не отказался от новой попытки создания большого «программного» полотна. В 1899 году такая работа началась...

Той же осенью Мусатов пожил в имении Слепцовка под самым Саратовом, где впервые побывал в 1894 году. Художник попал в эту усадьбу с помощью ее управляющего - своего крестного отца Д. О. Гаврилова. Неразлучные Мусатов и Лена поселились во флигеле, примыкавшем к службам. Сам же белый усадебный дом был наполнен, если верить деревенским жителям, только привидениями. Воображение Мусатова заполнит интерьеры слепцовского дома персонажами ряда таких работ, как акварель «За чаем», «Разговоры», «Мотив без слов». Здесь, в Слепцовке, уже вполне «наметился внебытовой подход Мусатова к старине».

© 2008 Все права защищены psyguru.ru