Для Саратова

Спокойствие душу объемлет, И я никуда не иду.

Здесь концерты, вечера, спектакли, скандалы, Саратовцы, судя по газетам, мятутся...

А я сижу дома и задаю концерты себе одному...

Я импровизирую на фоне фантазии,

А романтизм - мой всесильный капельмейстер... - такими строками выразит позднее Мусатов свой новый стиль жизни. Суть его не только в том, что «замкнутость способствовала... внимательному анализу окружающего», как оценивал спустя годы А. А. Лушников. Художник «отгораживается» от мира потому, что именно сейчас ему необходимо посмотреть в себя, разобраться во всем.

Перед ним - его этюды мальчиков-натурщиков, «Агава», «Девушка, освещенная солнцем» - все они писались здесь же, в этом дворике, для будущей большой картины. «Материнство» («Materni-te») -г- этот замысел с поэтико-символической сюжетной основой был наполнен ликующей темой Весны. Понимание того, что от солнечных, импрессионистических опытов он должен сейчас шагнуть к их обобщению в едином и живом художественном организме, стало   сильнее. Но сам прежний замысел как-то потускнел...

Весна еще расцветет на его холстах, но будет это позднее, и некогда «задорные краски» мая зазвучат уже иначе... Заметим, что начатую в 1898 году картину «Весна» Мусатов оставляет и дописывает только спустя три года. Сейчас же, вместо «Материнства», на основе прежних этюдов появляется другая работа.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru