Дни молодости

Он пытается в это время выразить всю беспредельность своих чувств в наивных, но глубоко выстраданных стихах.

Но лучшее забвение Мусатов находит в своем искусстве. «Я сижу у себя в саду и пишу цветущие вишни», - сообщает он в письме. На обороте черновика - выразительная запись: «Я всегда вдохновлен». Да, счастливый, добрый дар души и таланта он рано научился направлять на преодоление всех преград, какие воздвигала перед ним судьба...

Совершая иногда вылазки на люди, Мусатов упорно трудится в своей садовой «лаборатории», перерабатывая прежние натурные мотивы. К одному из пейзажей он сочиняет следующую надпись: «Как поэму вечерних сумерек - посвящаю Вам, Анна Иероиимовна... результат моих наблюдений природы в тишине моего  садика. 8 сентября 1899 года. Саратов. Автор». По черновым наброскам посвящения видно, что картина представляла собой «четырехлетний труд»67. Видимо, она и была тем, ныне бесследно пропавшим «Вечерним пейзажем», который в конце того же года Мусатов поставил на московский конкурс вместе с «Автопортретом с сестрой». А накануне сочинения им посвятительной надписи, 3 сентября 1899 года, в Радищевском музее открылась большая выставка, на которой было представлено 325 картин, акварелей, пастелей и офортов 50 различных авторов.

Мусатов пытался принять участие в организации выставки. Усиленно работая в июле над «Автопортретом», он писал И. Э. Грабарю: «К сентябрю думаю кончить. Здесь в сентябре будет самостоятельная выставка картин. Приглашены все известные художники, не знаю, будут ли они участвовать, но я буду. Присылайте-ка и Вы что-нибудь. Я говорю не шутя, прямо на мой адрес...» Однако Мусатова ожидало сильное разочарование. Несмотря на участие в выставке ряда столичных художников (Химона, Грандковского, Матэ, Дмитриева-Оренбургского), общее ее звучание оказалось самым заурядно-провинциальным. «Гвоздем» выставки, утверждала критика, является, несомненно, картина В. В. Коновалова «Лилия». Это «самая интересная вещь из всех трехсот нумеров».

© 2008 Все права защищены psyguru.ru