Единственный натурщик-солнце

 Вот уже Москва, знаменитое училище Живописи, ваяния и зодчества, куда в августе 1890 года поступает двадцатилетний саратовец. Пять лет продлится его учение в России. Эти годы дадут Виктору Мусатову жизненный опыт, расширят его кругозор, по они же, как заметил И. В. Евдокимов, принесут «немало горя и страданий». Только год выдержит Мусатов в Московском училище. В августе 1891 года он уедет в Петербург, поступит вольнослушателем в Академию художеств. Через два года, в апреле 1893-го, после обострения болезни позвоночника из-за губительной сырости петербургского климата Мусатов оставит Академию и до весны 1895 года возобновит занятия в Московском училище.

В Саратов, в домик на Плац-параде, приходили письма Виктора с рассказами о впечатлениях, делах и планах. В ответах мать описывала будни семьи. Денег нет, праздники приходится просиживать, закрывшись от «визитеров». Но сын исправно получает с трудом выкроенные для него суммы. Не очень-то разбираясь в сложностях большого искусства, родные стремились поддержать Виктора и морально, своей верой в его призвание.

Связь с Саратовом не оставалась только заочной. Пять приездов Мусатова на Волгу, с 1891 по 1895 год, как правило, с весны по осень, совсем не были обычными каникулами. Именно в эту пору выработалась у Виктора привычка привозить вместе с рассказами, столичными новостями и замыслы, которые только здесь, дома, получали яркое и подчас неожиданное воплощение.

Начало мусатовского ученичества пришлось на трудные годы для русской общественной и культурной жизни. Ощущение затяжного кризиса тяготило умы и души. Бесперспективными казались как былая героическая борьба народников, так и иллюстративное обнажение общественных язв, которым ранее жило искусство. Протест принимал формы «непротивленческой» утопии, «толстовства», а подчас и индивидуалистического бунта. Крупнейшие русские мастера искали выход в разрешении морально-этических проблем, стремились опереться на «вечные» начала классики, совместить поиски идей с выработкой нового художественного языка. Еще острее ощущали эту потребность обновления искусства молодые художники.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru