Фамилия Добошинских

И не случайно в эту пору Мусатов начинает работу еще над одним знаменитым своим созданием, ставшим, по общему признанию, самой «земной» и жизнеутверждающей его картиной. «Русская Примавера» - так по аналогии с поэтичной и светлой «Весной» Боттичелли принято называть мусатовское «Изумрудное ожерелье», написанное в 1903-1904 годах. И, как прежде, один из красивейших уголков саратовской земли стал колыбелью нового замысла художника...

Вверх по Волге от Саратова, у подножия высоких гор, окруженный яблоневыми садами, стоит Хвалынск, тихий и уютный, весь то сгорбленно сбегающий вниз, то весело взбирающийся в горку...

«Хлыновск расположен на скате плоскогорья, спускающегося к Волге, и окружен амфитеатром меловых и песчаных гор, густо заросших строевой и мачтовой сосной, со сверкающими среди леса просветами меловых оголений - так, со свойственным ему панорамным видением, описывает окрестности родного города знаменитый хвалынец К. С. Петров-Водкин. - На севере вдвинулся в Волгу Федоровский бугор, от пего по окружности к югу - Таши - оголенная меловая глыба, изъеденная труднейшей по подъему дорогой Сызрапского тракта, а дальше - Богдаииха... Еще южнее четырнадцать братцев-гор и за ними Черемшаны, в укромных ущельях которых засели невидимые староверческие скиты, с бьющей огромной силы родниками лечебной воды...»

Сюда-то, в эти глухие живописные ущелья, где юго-западнее «беглоепископального города» Хвалынска в 1860-е годы возникли два скита, а на основе их - мужской и женский старообрядческие монастыри, и приехал летом 1903 года Мусатов. Вероятнее всего, устраивал его в хвалынских местах Водкин, тогда совсем молодой художник. От него же мы знаем, где и как писалось «Ожерелье»... Виктор Эльпидифорович и его спутницы сняли дачу «над нижним черемшанским прудом, у старой мельницы. Заросшая ветлами, вязами и калинником, старая, колдовских времен, механика ворочала своим колесом. Узоры дубов окаймляли противоположный берег пруда...

© 2008 Все права защищены psyguru.ru