Главная картина

Мы были ослеплены красками, не понимали... Изумленные сидели мы перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор тихо ходил в другой комнате.

- Как хорошо... Боже, как хорошо... - прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца. Словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели - счастливые, радостные. И Виктор улыбался радостно смущенный... Он понял...

И долго в этот вечер сидели мы на его широком турецком диване перед картиной, очарованные ее могучим обаянием. Это было новое, неожиданное и невиданное».

«Главная картина», самое большое мусатовское произведение, «Водоем» заставил решительным образом изменить отношение к его создателю столичных художников, критики и зрителей. Это произошло уже в начале 1903 года в Москве, на выставке Московского товарищества художников. Художественное значение работы было интуитивно понято сразу, но по-настоящему осмыслено только с годами. «Такой одновременно декоративно-монументальной и поэтически-реальной картины не было еще в русском искусстве... - скажет современный нам исследователь. - «Водоем» стал таким же определяющим для живописных исканий начала XX века произведением, как «Девочка с персиками» Серова, «Демон» Врубеля», а позднее - «Купание красного коня» Петрова-Вод-кина. Но, вспоминая, что «Водоем» произвел огромное впечатление на современников Мусатова, стоит отметить, что первыми, кто сумел оценить столь новаторское произведение, были саратовские друзья художника.

Что же представляла собой та горсточка передовых саратовцев, которой мы должны быть благодарны за чувство взаимопонимания, осветившее наконец одиночество художника, ставшее ему немалой опорой среди житейских тягот и постоянных материальных лишений?

© 2008 Все права защищены psyguru.ru