Глубокоуважаемые граждане

Репин в письме В. В. Стасову, вдохновленный боголюбовским делом, утверждает: «Поддержать и развить искусство может только одно: народные музеи... Пока их не будет, не будет и настоящего искусства». И очень скоро первый народный музей, открытый в Саратове, когда еще не существовала прославленная Третьяковка, когда до открытия нынешнего Русского музея оставалось целых 13 лет, вполне подтвердил справедливость репинской мысли.

Уже впервые годы существования музея здесь можно было видеть полотна русских художников-академистов и передвижников: Брюллова и Айвазовского, Бронникова и Зеленского, Харламова и Журавлева, Репина и Поленова... Свыше 200 своих произведений подарил музею его основатель А. П. Боголюбов. Из его собрания и собрания Эрмитажа были и лучшие полотна западных мастеров: Буше, Мурильо, Воувермана, Тенирса... Весь цвет современной европейской живописной культуры вдруг оказался перенесенным в промышлеино-торговый волжский город: немецкие пейзажисты - .мастера «дюссельдорфской школы» Людвиг Кнаус, Андреас и Освальд Ахенбахи, французы - «барбизонцы» Констан Тройои, Шарль Добиньи... Тонкий и поэтичный Коро, никому еще в России неведомый Монтичелли...

По-настоящему все это Мусатов оценит позднее. Нам же не приходится сомневаться в силе его мальчишеских впечатлений от знакомства с музеем. Недаром в радостный день открытия музея Боголюбов говорил о необходимости решить и вторую часть задачи - основать при музее рисовальную школу, «дабы прекрасное целое послужило на пользу нашей дорогой родины!». Все свое имущество, денежный капитал, оставшуюся часть прекрасной коллекции завещал Боголюбов музею и будущему училищу. До последнего дня собирался он вновь приехать из Франции в город на Волге, почетным гражданином которого был избран. Но до открытия училища при Радищевском музее ему не суждено было дожить трех месяцев. Боголюбовское рисовальное училище открылось только в феврале 1897 года. Еще до ухода Мусатова из реального училища усилиями

© 2008 Все права защищены psyguru.ru