Эксперимент был уникальный

В летнем приделе этой церковки проступали на стенах невиданные дотоле композиции: водкинские - «Евангелисты» и «Нагорная проповедь», кузнецовский «Христос и грешница», уткинское «Укрощение бури» («Хождение по водам»)... Время от времени под лесами, под настилами прогибающихся досок появлялась бодрая фигурка Мусатова. Особенно нравилась ему  поэтичная  композиция Кузнецова. Молодой энтузиазм, заставлявший всю весну и лето трудиться до изнурения, бескорыстная любовь к искусству (оплата за работу была назначена предельно низкая) завершились созданием і интересных, топких произведений. В одних словно просыпалась духовная красота итальянского Ренессанса, в других было сильно экспрессивное начало и даже, как признался   Водкин,   «преобладал бунтарский или разбойничий элемент».

Уже вокруг недописанных работ роились и гудели слухи. Когда же двери церкви открылись, разразился неописуемый скандал. Церковники пришли в ярость. Газеты обрушились на бедных творцов-мечтателей. Напрасно пытался Уткин что-то печатно объяснить «нашим ценителям», воззвать к общественности... Особенно усердствовал в «Саратовском листке» туповато-воинственный С. Н. Гришин (подвизавшийся, кстати, и как художник). «Газетный писака тиснул громовую статью», - вспомнил через годы Водкин. Усиленно формируя обывательское восприятие «немолитвенных и кощунственных» фресок, Гришин щедро сеял определения типа «форменный атавизм», «какая-то неразбериха», «первобытное искусство»... Неразвитый вкус невежды отметил только то, что ему было сродни: в персонажах фресок были увидены «темные люди со зверскими выражениями лиц», «обезьяноподобные существа». Но, как это и бывает, в силу извечной жизненной иронии, в смехотворном положении находился именно тот, кто претендовал на снисходительно-поучающий тон, ссылался на установленный трафарет и на «здравый смысл» массы прихожан. Нападки же газетчиков на созданный образ Христа еще более подогрели озлобление служителей культа. Раздались призывы к уничтожению фресок. И Мусатов ринулся на выручку молодежи, на выручку искусства.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru