К водоему

Этой тропой, спасаясь от иссушающего лета 1902 года, не раз шли Мусатов и его спутницы. Помимо мольберта со всеми рабочими принадлежностями была у художника, как всегда на любых прогулках, фотокамера (и снимки, отснятые им здесь, сохранились)... Тропочка была, видимо, дорожкой, посыпанной песком, но идти вниз и вниз по бесконечным неровностям художнику было вряд ли легко... Впрочем, он шел к своему «Водоему».

Вокруг по склону разнообразный, как и везде в Зубриловке, лес: серые гладкие и серебристые шершавые стволы. Распластаны на мокрой земле желтые листья кленов. Мы идем к водоему. И неожиданно останавливаемся.

На полянке - яма. Края ее полуобрушены, справа сохранились остатки обомшелого позеленевшего камня. На дне - груды каменных осколков, лужи. Под ногами, в бывшей стенке водоема, - черный разъем стока...

Со стороны оврага берег водоема порос высокими ветлами. С другой стороны к яме близко подступил крутой скат холма с большими деревьями. Здесь, от дерева до дерева, как объясняет Бурцев, еще недавно скамья была, тесанная из камня, длинная, со спинкой... Меряем ее длину, получается в среднем пять шагов. Оказывается, и скамью уничтожили только несколько лет назад. Для чего-то понадобилось увезти ее, распилить на бруски, которые долго валялись на дворе электростанции... Скамья была единственной вероятной точкой, откуда «прицеливался» Мусатов, здесь отдыхали он и обе девушки, а немного сбоку, развернутый к утреннему солнцу, стоял мольберт с этюдами к картине...

Рассматриваем фотографии, отснятые в 20-е годы братьями Леонтьевыми. И здесь побывали они со своими аппаратами на громоздких треногах и, долго выискивая композиционные ракурсы, стараясь уловить эффекты отражения неба и деревьев, запечатлели пейзажные образы Мусатова. Не синеет небо в зеркале водоема, не отражается в нем дрожащая на ветру листва ветел. Родники от бассейна давно отведены...

© 2008 Все права защищены psyguru.ru