Летом 1901 года

В Зубриловку он приехал сразу же после очередного сидения в Слепцовке, где была закончена небольшая картина с названием, взятым из народной французской песенки «Quand les lilas refleuri-ront, dans ses valees nous reviendrons» («Когда зацветут сирени, мы снова вернемся в эти долины»). Чаще всего называемая просто «Прогулкой», она изображает кавалера и даму, с какой-то напряженной торопливостью проходящих па фоне высоких белых стволов берез. Исследователь недаром подметил, что это произведение - последнее, где у Мусатова появляется фигура мужчины. И известным повествовательным началом, и самим названием, и, главное, скрыто звучащим настроением «разлада» слепцовская «Прогулка» закончила «лирико-романтический цикл, в который включаются «Осенний мотив», «Гармония», «Мотив без слов».

В Зубриловке Мусатов почти экспромтом создает свою первую по-настоящему знаменитую картину «Гобелен». И, пожалуй, именно она завершает «цикл Воротынской». Недаром обе эти работы сближены в карандашной пометке вдовы Мусатова на первом «запретном» конверте: «Все это относится к Анне Исронимовие Воротынской (молодая, хорошенькая девушка), под впечатлением которой написал «Гобелен», «Les as» и некоторые другие вещи». А сбоку, датируя эту интимную переписку Мусатова конца 90-х годов, еще одна приписка Е. В. Александровой: «Первая поездка в Зубриловку»89. Зная, что первая поездка была в 1899 году, мы получаем верное свидетельство того, что с самого начала зубриловские впечатления были как-то связаны для Мусатова с его большим безнадежным чувством. Встреча с Зубриловкой, ее «открытие» произошли в период душевного перелома. Отмечая его, обычно имеют в виду только последовавшую в 1903 году женитьбу Мусатова на Александровой. Но суть этого перелома, сделавшего Зубриловку одним из самых дорогих и памятных для художника мест, более давняя, и, освещая лучший период мусатовского творчества, она заслуживает быть прослеженной во всех ее оттенках.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru