Лидия Петровна

Выбраны только холодные цвета, с преобладанием голубого и белого, и резко оттеняющими их пятнами малинового, лимонно-желтого и зеленого в фоне. Но при всем прежнем богатстве цветовых отношений, тонкой, изменчивой игре солнечного света - в новой картине была уже достигнута передача длительного состояния.

Богатая смысловыми оттенками музыкальная интонация соединилась здесь с характерной для Мусатова неопределенностью «исторического» времени.

Конечно, и «Осенний мотив» многим не удовлетворял художника. С немалыми трудностями были связаны поиски натуры, что особенно раздражало Мусатова. Саратовские художники старшего поколения вспоминают рассказы Ф. М. Корнеева о том, как он позировал Мусатову для этой картины. Но с женской моделью было сложнее. Первая натурщица не нравилась грубоватой внешностью, пришлось черты дамы переписывать заново, обратившись опять-таки к безотказной помощи сестры. Не мог Мусатов не видеть, что ему не удалось и в этот раз достигнуть полного единства живописной манеры.

И тем не менее «Осенний мотив» 1899 года, ставший даже несколько раз источником вдохновения поэтов, - одно из самых удачных произведений Мусатова периода его становления. В «Осеннем мотиве» видно, как «растет» мусатовский романтизм с его уже отчетливой темой «двоемирия». Впоследствии близко воспринятая символистами, она всегда у него отличается тем, что не имеет сочиненного, неземного и тем более мистического ха рактера. Быть может, не всякий из художников начала века знал так непосредственно, как Мусатов, что такое на деле противостояние двух миров: буржуа и художника, меркантильности и «бессребреиичества», пошлости и духовности, сытой лени и подвижничества. Эти объективно существующие противоречия общественного развития и были почувствованы и поэтически отражены Мусатовым. Но в пору его формирования к внешним обстоятельствам добавились и глубоко внутренние, тот «личный элемент», без которого трудно расслышать в мусатовских полотнах живой судьбы.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru