Мерцающий серебристо-синий мотив

Ни о каких приметах конкретной местности в картине говорить не приходится. Однако, гуляя по хвалынским холмам, невольно думаешь, что если образ этой земли не отразился непосредственно Мусатовым, то отразилась ее музыкальная гармония. И, может быть, не случайно именно на этой земле Мусатов впервые развертывает «прием фризообразного построения, медленного шествия... направленного параллельно плоскости холста» (А. А. Русакова).

Но подобные мысли и ощущения возникают только тогда, когда, повинуясь уже хрестоматийной формуле - «чтобы понять поэта», отправляешься в «страну поэта»...

Так или иначе очень хотелось найти место, где жил и работал Мусатов, где родилось «Ожерелье». Задача оказалась непростой. Уже в Хвалынск пришлось ехать с двумя «версиями», на месте «обогатились» еще двумя, самыми противоречивыми. Ясно было, что надо искать черемшанский пруд, при этом - «пруд нижний». В бывших монастырских обителях - ныне известные здравницы: санаторий «Черемшаны-1» и дом отдыха «Черемшаны-3», оба имеют пруды, но сторож «Черемшан-3» Федор Фадеевич Никитин сразу жеближние варианты отверг. Задумался он лишь над самой последней версией: идти на территорию садов нынешнего Черемшанского отделения винсовхоза.

И вот уже мы минуем пруд бывшего женского монастыря, где живет в летнее время Федор Фадеевич. В этом сухоньком, подвижном, более чем семидесятилетнем человеке узнаешь молодого подтянутого парня, одного из первых комсомольцев Хвалынска времен гражданской войны, глядящего с фотостенда местного краеведческого музея.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru