На XVII выставке ученических работ

 «21 июля, в 12 часов дня», - читаем в нижнем левом углу большого этюда, на редкость звонкого и радостного. «Маки в саду» принято считать первой новаторской работой Мусатова. То, что молодой живописец осознавал это сам, видно по несколько необычной надписи на холсте-не просто датирующей, а как бы «хронометрирующей» акт творчества. Мусатов стремится быть абсолютно точным в своей попытке схватить все цветовые впечатления, предельно остро выявить текучесть времени, изменчивость природных явлений. Вся та голубизна, какой отличалась тональность его альбомных гуашей, «сконденсирована» в новой работе.

В ней словно противостоят густая глубина сада на заднем плане и на переднем - совершенно обесцвеченный на солнце песок с дрожащими пятнами теней.

А между этими планами - все градации перехода от прохлады к зною. С удивительной колористической смелостью .переданы здесь формы и контуры, ослепленные, размытые беспощадным сиянием солнца. Оно как бы плавит чистый локальный цвет. Почти лиловым кажется ствол дерева, делящий композицию надвое. Справа и слева горят в траве красные пятна маков.

Родная природа оказалась поразительно созвучной новым живописным тяготениям Мусатова. Ранее считалось, что «Маки» были написаны под впечатлением знакомства с пейзажами Клода Моне (на это предположение наводила и датирующая надпись, напоминавшая знаменитые циклы Моне «Луга с маками», «Стога сена», с указанным на полотнах с точностью до часа временем работы над ними). Полагали, что Мусатов видел накануне вещи импрессионистов на выставке французских художников в Москве. Но сведения эти документально не подтверждаются: следы выставки, которую будто бы видел Мусатов, не обнаружены.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru