Перед ним - его этюды

Она пишется в летние дни, получая название «Автопортрет с сестрой».

Стремясь в начале своего нового пути в искусстве разобраться в себе, Мусатов почти вынужденно приходит к такому варианту композиции. Центральное место занимает в ней образ его, по сути, единственной на годы натурщицы - Лены. Она сидит, опустив глаза, в пышном старинном платье, расслабленно держа веер. Высоко разросшиеся кусты сада, агава в кадке на деревянной подставке составляют декоративный фон. Перед девушкой простой столик с несколькими нежно-алыми розами на мраморной белой доске. Справа от столика, прижимаемая к нему краем холста, возвышается фигура Мусатова. «Первым разыгранным в русской живописи мусатовским спектаклем» назвал эту картину современный исследователь.

Сохранившиеся фотографии дают возможность проследить, как рождался замысел этого «спектакля», продумывались его мизансцены, как настойчиво искал Мусатов образ своего творческого мира... Его «Кодак» останавливает Лену то на  деревянной  террасе флигеля, то на узорном турецком диване, стоящем в большой комнате-мастерской, то в садовой беседке, увитой лозами дикого винограда... Всюду на Лене платья, специально сшитые матерью по старым моделям, очень красивые, отделанные кружевами.

Фотографии словно впускают нас в старый саратовский дворик, в солнечный день, отснявший 80 лет назад, приоткрывают процесс, предшествующий созданию картины.

В «Автопортрете с сестрой» много стремления к подчеркнутой красоте и необычности. Все в нем многозначительно и продуманно. Состояние грустного забытья, отрешенности женского образа начинает казаться драматичным в своей длительности - по контрасту с характерным приемом «остановки мгновения», каким «срезана» краем холста фигура самого Мусатова.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru