Поэзия старых интерьеров

Поэзия старых интерьеров дополнилась впечатлениями от парка. Впервые на саратовской земле Мусатов вспоминал те мысли и чувства, какие рождались после посещений Сеп-Клу и Версаля, отразившись в одной из его французских записей: «Бродил по старому заснувшему парку и вспомнил Пювис де Шаванна. Как он правдив! Его живопись - музыка. И эта музыка у него так проста и общепонятна и похожа на все века...». Всем личным и общественным «диссонансам» противопоставил Мусатов замысел и название новой картины «Гармония».

Юный маркиз («петиметр», как назовет его сам автор) на фоне величественного заката декламирует стихи двум дамам. Мерный напев стихотворных строф объединяет элегическое состояние женщин с настороженной недвижностью листвы и вечереющей глубиной парка. Над этой идиллией застыли в розовых отблесках уходящего солнца огромные, как снежные глыбы, облака. В замысле усматривалось стремление как-то смирить голос тяжелейших личных воспоминаний. Как бы двойная мысль поэта светит нам в картине: осознание того, что «с любимой мечтою не хочется сердцу расстаться», и вместе с тем - словно уже примирение с судьбой.

Но цвет вдохновенья Печален средь будничных терний; . Былое стремленье -

Далеко, как отблеск вечерний.

Фет

© 2008 Все права защищены psyguru.ru