Проницательный современник

Смешанная техника, используемая теперь Мусатовым, - результат его собственных исканий, стремления довести до предельного созвучия художественные приемы, технические средства и живописные идеи. Мусатов сам изготовляет для себя краски, не одобряя художников, пишущих красками покупными, фабричными, которые он пренебрежительно именует «рыночными».

В маленьком «Гобелене» было ощутимо желание преодолеть чистый станковизм. Впервые повествовательность и анализ сменяются у Мусатова условностью музыкального синтеза. «Гобелен» ознаменовал тот качественный сдвиг, после которого каждый последующий год был не более не менее как новым этапом в развитии художника.

С появлением картины на Московской выставке зимой 1901/02 года всем стало ясно, что о себе громко заявила новая большая творческая индивидуальность. Начались сравнения саратовца Мусатова со столичной знаменитостью Сомовым (впрочем, весьма поверхностные) .

Проницательный современник писал: «Борисов-Мусатов заставил нас узнать глубокое и отвлеченное созерцание... В его лиризме исчезает все временное и местное, и поэзия жизненного уклада сменяется чистейшей и тончайшей поэзией душевной жизни». На конкурсе «Гобелен» получил первую премию. Предметом особо оживленных обсуждений стала и живописная новизна картины:

«- Как сильно! Как красиво! Но это не масляные краски! Нет неприятного блеска их. Что это?

- Должно быть, масляные краски, разжиженные скипидаром, - догадываются одни.

- Пожалуй! А затем по ним прошлись пастелью... Вы заметьте, ведь это написано на обратной стороне холста...».

Перед зрителями был итог зубриловского лета 1901 года. «Это лето, - замечает исследователь, - в творчестве Мусатова было, безусловно, исключительным. Он достиг той художественной высоты, на которую поднимались только очень немногие русские художники, он добился почти максимального результата от своей палитры».

© 2008 Все права защищены psyguru.ru