Родная природа

Мусатов мог знать работы Моне и других импрессионистов заочно, слышать о принципах их работы, видеть репродукции с их произведений. Этого, а также запавших в память разговоров с уроков Поленова было достаточно для впечатлительного Виктора, стремящегося к выработке своего художественного языка. Но без натуры он не мог двигаться вперед. Тем знаменательнее, что, еще не побывав за границей, он находит в тихом саратовском дворике источник импрессионистического видения.

Нисколько не опечаленный отрицательным отзывом о своих солнечных саратовских работах, помещенном в газете «Московский листок» и впервые обозвавшем его произведения «декадентскими»,. Мусатов испытал радость творческого открытия. В романтических строчках своих писем он признается, что слепнет от засверкавшего богатства красок, что отныне он видит   мир,   разложенным   на

В мусатовских «Маках» нет еще следов непосредственного знакомства с техникой импрессионизма, нет раздельных мазков чистого цвета, дающих оптический эффект их смешения в богатой и цельной цветовой гамме. Все это появится позднее. «Маки» - работа импрессионистическая не столько по внешним   приемам   письма, -сколько всем выраженным в ней восприятием и ощущением окружающего. Мусатов пошел в каком-то отношении дальше лучших русских колористов - Левитана, Серова, К. Коровина...» Начав позднее их, Виктор после «Маков» стремительно пройдет путь, типичный для современных ему живописцев, обозначенный схемой: пленэр - импрессионизм - синтез. Так, уже «Майские цветы» писались окончательно по небольшой, сделанной ранее гуаши, отсюда декоративная свобода решения полотна, отчетливо натурного в своей основе. «Маки в саду» - уже сознательная попытка декоративного синтеза мимолетных впечатлений.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru