Ругательное словечко

Ругательное словечко «декадент» становится универсальным обозначением всего, что зачастую было связано с дальнейшим шагом вперед в области художественной формы, в понимании новой роли цвета в живописи. Во вкусах господствует «позднепередвижнический» эталон, хотя в модный ширпотреб входит и культивируемая местными художниками, прежде всего Ф.М. Корнеевым, академически-салонная изысканность с влиянием модерна. Во всяком случае, выставка пейзажей какого-нибудь Вучичевича в Народной аудитории все еще куда ближе публике, чем работы Мусатова и группы москвичей...

Но жизнь берет свое, и в столкновении критических мнений все больше проступает размежевание эстетических и общественных позиций саратовцев. Нетрудно заметить, что сшибающиеся лбами суждения «Саратовского листка» и «Саратовского дневника» связаны с неподатливой консервативностью первой газеты и большей чуткостью к новым веяниям - во второй... Но и на страницах того же «Листка» наряду с пресловутым Гришиным все более выделяется и такой неоднократно упоминавшийся мусатовский критик, как Н. Д. Россов. Поэтому, пытаясь представить, что за люди были саратовцы, писавшие о Мусатове, прежде всего нельзя пройти мимо фигуры Николая Дмитриевича Россова. Его подход к искусству, развитие его оценочных суждений о Мусатове очень показательны. Именно Россов в 1899 году вполне перещеголял Гришина своими издевательскими нападками на «полосатые штучки», как он назвал послепарижские этюды Мусатова. А в самом авторе их Россов увидел только «художника-декадента, ...изувеченного модой и собственной перед ней трусостью». Неприятно приводить употребленные при этом эпитеты, крайне некрасивые, наотмашь бьющие по человеческому достоинству Мусатова, свидетельствующие о предельном неприятии его искусства, вплоть до какого-то физического отвращения.

© 2008 Все права защищены psyguru.ru