Сохранившиеся фотографии

Он написал себя в свободной блузе художника, «артиста», весь облик его подчеркнуто независим, даже как будто самоуверен.

Уроки пленэрной живописи, опыт импрессионизма использованы Мусатовым вполне. Колорит выдержан в очень красивых светлых и холодных сочетаниях. Декоративный талант молодого художника ощутим в том, как написано платье девушки, и особенно пейзаж второго плана. Крупные мягкие раздельные мазки различных цветов передают ощущение игры солнечного света на подстриженных кустах. Импрессионистическая поэзия «прекрасного мгновения» уже сочетается в этой работе с характерной для Мусатова грустной задумчивостью.

Конечно, первый «мусатовский спектакль» в русской живописи рубежа XIX-XX веков был сыгран талантливо, но еще не совсем умело. А. А. Русаковой подмечена «двойственность» в исполнении картины, задуманной одновременно и как портрет, и как обобщенно-художественное выражение мечты о прекрасном мире. Условность декоративного обобщения пришла в противоречие с ненужной конкретностью в передаче деталей. Резкий «диссонанс» есть и в сопоставлении обликов художника и его модели. Художник, еще сам не объединившийся до конца с собственным, возникающим миром, напряженно приглядывающийся к нему... Эта трактовка кажется психологически убедительной для душевной ситуации Мусатова лета 1898 года.

При всех недостатках «Автопортрета» есть в нем неоспоримое достоинство: здесь найден не только тип будущей героини («мусатовской девушки»), но и сама «форма» мечты. «Наконец-то нашел ее, - писал Мусатов. - Сотворил по образу и подобию прошлого столетия».

© 2008 Все права защищены psyguru.ru