В «Гобелене»

На фоне парка с разросшимися деревьями усадебного двора, вымощенного плитами и освещенного закатным солнцем, зритель видит двух женщин в светлых, неопределенно «старинных» платьях. Одна, с веером в руке, ниткой жемчуга на шее, остановилась, опустив глаза и задумчиво полуобернувшись к подруге. Вторая изображена в плавном наклоне, скрывающем ее лицо.... Бессознательно грациозные движения, мягкие линии делают композицию спокойной и уравновешенной. В отличие от былых мотивов душевной отъединенности, все-таки намекающих на некий сюжет, «Гобелен» впервые классичен в своей бессюжетности.

Несколько сохранившихся в архивах мусатовских фотографий Зубриловки почти повторяют композицию «Гобелена». На них есть все: и левый западный торец дома-дворца, и висящий колокол, и цветники, куртины, кадки на плитах. Нет только моделей и чего-то гораздо большего: обаяния «мусатовского мира», мусатовской меры художественного претворения натуры. В «Гобелене» художник открывает новые пути в развитии русского пейзажа. Гармония зубриловского ансамбля - не только фон, но и источник образной силы полотна. В первом зубриловском шедевре Мусатов, по определению В. К. Станюковича, «не хочет сказать, а говорит».

Впервые Мусатов нашел и приемы, отвечающие «большому стилю», поиски которого в то время вел не он один. В полную силу зазвучала в «Гобелене», говоря словами самого художника, «мелодия грусти старинной», причем она впервые рождена соразмерностью всех живописных средств. Само название полотна отвечает его колористическому строю - декоративно-приглушенному, основанному на сочетании больших цветовых пятен. Живопись напоминает «как бы вышитый блеклым шелком гобелен». Мусатов отказывается от ярких контрастов солнечного дня, стремясь подчеркнуть отличие создаваемого им мира от действительной жизни. Поэтому он отказывается и от живописи маслом, которая кажется ему грубой, используя при написании «Гобелена» технику, сочетающую темперу, гуашь и акварель. Отныне все лучшие работы Мусатова, очень сложные технически, будут написаны в основном темперой, лишенной рельефа, сдержанностью, матовостью цвета, передающей впечатление «старинности».

© 2008 Все права защищены psyguru.ru