В «Призраках»

Уже после отъезда из Зубриловки создаются «Водоем» и «Призраки». Прекрасный зубриловский этюд здания усадьбы с портиком северного фасада и партером перед ним лег в основу новой картины «Прогулка при закате», считающейся одним из самых жизненно правдивых произведений Мусатова. В его композиционной цельности, в стройном созвучии настроения людей и пейзажа, решенного «в красивой гамме нежных пепельных тонов», можно видеть возвращение от «диссонансов», ощутимых в «Призраках», к душевной ясности и спокойствию «Водоема»...

«Гобелен» - «запев» зубриловского цикла. «Водоем» - его вершина. «Призраки» - зубриловская сказка, «фантазия» художника. «Прогулка при закате» - один из самых полнозвучных зуб-риловских итогов...

И спустя много времени, глядя на эти шедевры Мусатова, мы неизбежно будем возвращаться в ту страну его поэзии, где, «можно сказать, навсегда осталось его творческое «я».

В один из дождливых вечеров поздней осени 1902 года в домике на Плац-параде собралось несколько человек, уже знакомых друг с другом. Хозяин встречал их, как всегда, радушно, но за обычными шутливыми приветствиями угадывалось его волнение.

- Да, вот! Я хотел вам, знаете ли, показать свою новую картину... - И он провел собравшихся в большую комнату с невысоким потолком - свою мастерскую. Перед взорами его гостей сиял отраженной небесной синевой, опрокинутой зеленью деревьев, напоенный солнечным светом его «Водоем».

Вот как вспоминал об этих мгновениях один из присутствовавших: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Правда, вечера наши были лучезарно согреты искусством, но смотреть мы... разучились...

© 2008 Все права защищены psyguru.ru