Владевшая несколькими языками

 «Весна. Весна. Дни молодости. Дни счастья», - читаем на одном из листков мусатовского дневника майских дней 1899 года. И тут же - новая, мучительная грань этого чувства: «Тоска 29-й весны. Тоска потерянной молодости...»

Саратов празднует день коронации последнего русского царя. «12 часов ночи. В окно врываются аккорды далекого оркестра и звук лопающихся ракет». Мусатов пишет, вернее, говорит на клочках бумаги «с дорогим, милым другом» Лидией Петровной. В эти ночные часы, быть может, зарождаются многие мысли и настроения, какие с такой силой зазвучат для нас в его живописи... Пока он сам как бы прислушивается к ним. Мусатов еще не может при-пять непреложность жизненных законов. Он бунтует, бросаясь из крайности в крайность.

«Мечтам и годам есть возврат», - спорит он с пушкинским афоризмом, выражая надежду на счастливый исход с такой силой вернувшихся к нему чувств к Анюте. Позднее уверяет Лидию Петровну, что уже исцелен от «безрассудства», наговаривает на себя, называя себя «эгоистом», просит никогда ему не напоминать о Воротынской... Еще зимой, пытаясь отвлечься, он усердно знакомится с репертуаром саратовских театров. Когда-то раньше в Саратове, в Народном театре сада Сервье, выступали такие корифеи русской сцены, как В. Давыдов, К- Варламов, здесь жила знаменитая М. Г. Савина... На годы возвращения Мусатова на родину пришелся новый период оживления театральной деятельности в Саратове, связанный с антрепризой М. М. Бородая, закончившейся сезоном 1901 года и сменившейся антрепризой Н. И. Собольщикова-Самарина. За год до приезда художника, в 1897 году, именно на саратовской сцене впервые обратил на себя внимание молодой В. И. Качалов... Из всех просмотренных пьес Мусатов прежде всего отмечает очень его растрогавшего «Сирано де Бержерака». Премьера пьесы Э. Ростана, имевшая небывалый успех, состоялась в Городском театре утром 28 сентября 1899 года. Критика называла актера Соколовского «блестящим Сирано», актрису Литовцеву - «прекрасной Роксаной». «Много, очень много поэзии, красоты и правды и простоты», - пишет Мусатов о спектакле, находя романтическое сходство между собой и главным персонажем и часто именуя теперь себя в письмах «Сирано»...

© 2008 Все права защищены psyguru.ru