Вылазки на люди

 «Опытная кисть... трудолюбивого художника» вдохновилась сюжетом сказки-драмы Г. Гауптмана «Ганнеле», постановка которой прогремела в России. Вместе с тем сюжет был типично коноваловским: на бедной больничной постели, серым ранним утром,.перед телом только что умершей девочки возникла фигура сидящего Христа с бледным цветком лилии в руках... Публика толпилась перед этим мистико-натура-листическим полотном, в то время как яркое солнце мусатовских этюдов «Мальчик» и «Девушка с агавой» ее не радовало, раздельный подвижный мазок, передающий струящийся свет, живую воздушную среду был непонятен или раздражал. Вот как об этом писала местная газета: «В крайней комнате, направо от входа, висят два этюда - «Мальчик» и «Девочка». Большое недоумение вызывают они в посетителях выставки. Посмотрит-посмотрит несчастный профан на эти полосатые штучки, полезет в каталог осведомиться о фамилии, помотает головой и поскорей удирает...»

Статья, в сущности, направлена против Мусатова, имя которого всюду подразумевается. Его «попытки поймать солнце на полотно», «попытки дать своеобразное настроение», «старинный дух», по мнению прессы, «уродуют рисунок». «Девушка с агавой» только «подобие девицы с голубыми щеками». Картины Мусатова «дикие» и «относятся, несомненно, к чистой патологии творчества»... Все это «парижские моды», «только оригинальничанье, ни на копейку не дороже всякого другого». Однако при всей консервативности автора, при всей путанице его понятий «разгромная» статья была обстоятельной и по-своему вдумчивой. Не следует считать, что в ней прежде всего сказалась провинциальная ограниченность (стоит сопоставить ее с резким неприятием искусства Мусатова в столичных газетах). Беда была в том, что, еще не раскрывшись, художник уже намного опережал свое время...

© 2008 Все права защищены psyguru.ru