Взгляды на искусство

Надежды Мусатова на скорое, более глубокое понимание саратовцами наступившего нового этапа в искусстве не были, как видим, беспочвенными. Шумный интерес, хотя и не без «подогрева» ехидных гришинских фельетонов, был вызван лекцией Касперовича  о «символизме в искусстве», читавшейся осенью 1903 года. А за год до этого саратовский архитектор В. Л. Владыкин выступил в местной печати со статьей, в которой познакомил саратовцев с проблемой стиля модерн и пытался защитить «новое искусство» от ходячих представлений об его «упадочничестве». Горько прозвучавшая концовка этой статьи об отставании России в вопросах искусства от всех цивилизованных стран больно задела Мусатова и вызвала его отклик, так и названный: «Ответ архитектору В. Владыкину». Мусатов не только обнаружил здесь незаурядное дарование публициста, но и всю глубину своего искреннего, неказенного патриотизма, наполненного гордостью за свою родину и одновременно жгучей за нее болью... Приводя слова Владыкина, констатирующие «факт полного отсутствия у пас какой-либо самостоятельной и зрелой работы, направленной к оживлению родного искусства», Мусатов удивлен, как можно обойти вниманием «молодые силы», которые, «дружно соединившись», создают на глазах новое направление русского искусства ш. «Кто же теперь не знает плеяды имен художников журнала «Мир искусства»... - спрашивает он. - Кто же теперь не знает имен Малютина, Врубеля, Головина, Е. Д. Поленовой, В. Васнецова, Нестерова, К. Коровина...», «Кто не знает всей этой блестящей московской плеяды, взращенной и созданной в «мамонтовском гнезде»... Имена Шаляпина, Горького... Художественного театра и др. навсегда связаны с историей русского искусства».

«Скажите, многоуважаемый Владимир Львович, - обращается художник к Владыкину, - кто не знает про такие создания, как абрамцевская мастерская гончарных изделий С. И. Мамонтова, декорации Головина, Коровина... произведения М. В. Якунчиковой, В. Д. Поленова и проч.?»

© 2008 Все права защищены psyguru.ru